Интонационный слух – что это такое и как его развить

ИНТОНАЦИОННЫЙ СЛУХ – ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИТЬ

Известно, что принято различать музыкальный слух относительный, абсолютный, гармонический и мелодический. Все это различные проявления явления, которое называется музыкальным слухом в широком смысле этого слова.

Введём понятие «интонационный слух», понимая под этим термином ту составляющую музыкального слуха вообще, которая обеспечивает точное воспроизведение высоты заданного тона, будь то воспроизведение голосовым аппаратом или одним из инструментов, позволяющих осуществлять изменения высоты звука в очень небольших пределах — практически это все инструменты, кроме клавишных и семейства гитарных.

Если вы внимательно вслушаетесь в точность интонации музыкантов-исполнителей, то обнаружите, что 99% из них играют хотя бы чуть-чуть, но выше или (реже) ниже заданного звука — и это принципиально. Фактически лишь немногие джазовые музыканты играют абсолютно чисто. В качестве примера можно прослушать знаменитый диск с записью встречи Стефана Граппелли и Иегуди Менухина — двух великих скрипачей, один из которых джазовый, а второй классический, — и вы убедитесь в верности вышесказанного.

Теперь мы вскроем механизм этого явления и на основе этого покажем, каким образом можно добиться абсолютно чистого звучания своего инструмента или голоса.

Поставим следующий эксперимент. Возьмём источник чистого тона (это может быть, например, звук синтезатора, лишённый вибрации, модуляции и гармонических составляющих, или звук звукового генератора или даже звук, слышимый музыкантом внутренним слухом) и подадим его на слуховой аппарат испытуемого, поставив перед ним задачу воспроизвести этот звук с помощью голоса или его инструмента.

Поэтапно рассмотрим, как будет осуществляться этот процесс.

  1. В первый момент испытуемый воспроизведёт заданный звук, основываясь на мышечной памяти голосового аппарата (или положения пальцев на грифе скрипки). У испытуемого возникает примерное представление о напряжении голосовых связок, соответствующем этому звуку.
  2. В слуховом центре головного мозга происходит сравнение высот воспроизводимого и заданного тонов и вырабатывается некий сигнал ошибки, характеризующий уловленную разницу.
  3. Этот сигнал ошибки подаётся на центр управления голосовым аппаратом, который пытается изменить высоту воспроизводимого звука так, чтобы свести сигнал ошибки к нулю.

Таким образом, критерием равенства высот является отсутствие сигнала ошибки

Изобразим этот механизм с помощью условной блок-схемы:

В сущности, мы получили классическую систему автоматической регулировки частоты с отрицательной обратной связью, свойства которой хорошо изучены.

  1. Принципиальным в работе этой системы является то, что в тот момент, когда частоты (высоты) обоих сигналов сравняются и сигнал ошибки будет равен нулю (что эквивалентно разрыва цепи обратной связи), участок системы — голосовой аппарат и система управления им — окажется предоставлен самому себе и начнёт выводить частоту (высоту) воспроизводимого тона на уровень, равновесный для этого автономного участка.
  2. В результате этого вновь возникнет сигнал ошибки, цепь обратной связи замкнётся и весь процесс повторится сначала.
  3. В зависимости от соотношения скоростей срабатывания системы сравнения и системы управления голосовым аппаратом, могут осуществляться следующие режимы работы этой схемы:

Кроме вышеперечисленных существует ещё один режим — режим срыва колебаний (система просто останавливается).

Подведём итог. При попытке уравнять высоту голоса с высотой опорного звука всегда будет некоторая ошибка, некоторая фальшь. Это принципиально.

Все вышеуказанные режимы прекрасно видны при работе с различными испытуемыми с разными индивидуальными особенностями.

Вопрос: а можно ли избежать вышеуказанного эффекта — некоторой фальши при воспроизведении высоты звука?

Ответ: да, можно.

В радиотехнике для этого поступают следующим образом. В качестве параметров анализируемых сигналов берутся не исходные параметры (в нашем случае высоты тонов или, что то же самое, частоты акустических колебаний), а другие, связанные с исходными, но обладающие высокой чувствительностью к изменениям параметров исходного сигнала. Например, это могут быть фазы колебаний опорного и воспроизводимого сигналов. Поскольку при этом сигнал ошибки (разность фаз), разумеется, остаётся, то точность воспроизведения частоты практически абсолютна.

Какие параметры звуковых сигналов можно принять в качестве анализируемых?

  1. Фаза колебаний не подходит, т. к. наше ухо не чувствительно к изменению фазы.
  2. Как было показано в нашей статье «Физические основы гармонического слуха, строения интервалов, аккордов и ладов», при достаточно точном воспроизведении частот опорного сигнала, а также их кратных соотношений в слуховом аппарате вследствие его нелинейности происходит возникновение кратных гармоник (обертонов и унтертонов), что приводит к резкому обогащению тембра воспринимаемых звуков. Этот эффект вполне может быть использован в качестве анализируемого.
  3. И, наконец, есть ещё один, достаточно тонкий, эффект, который может быть применён для анализа.

Как известно, при равенстве частот двух удалённых друг от друга источников звука между ними возникают стоячие волны. Интенсивность звука в максимуме стоячей волны во много раз превосходит интенсивность исходных звуков. Субъективно это воспринимается как резкое увеличение громкости воспроизводимого звука или возникновение своеобразного «давления на уши».

Вывод из всего выше сказанного следующий:

Чтобы слышать и воспроизводить какой-либо звук абсолютно чисто, нужно вслушиваться не в высоты этих звуков, а в их тембр, или громкость, или «давление на уши».

Основная трудность в осуществлении этого принципа заключается в том, что привычка вслушиваться в высоты и сравнивать их очень глубоко укоренена в нашем подсознании. Чтобы избавиться от неё, требуется специальный тренинг и глубокое сосредоточение — на грани медитации. Специальные упражнения для такого тренинга подробно описаны нами в Книге 4 «Школы джазового скрипача» под названием «Фундаментальные основы джазовой мелодики.»

Дальнейший путь развития интонационного слуха абсолютно ясен и проверен более чем 30-летним педагогическим опытом автора.

  1. Воспроизведение чистых интервалов (контроль, разумеется, по тембру) в следующем порядке[1]: прима, октава, квинта, большая терция, малая терция, большая секста, малая секста, малая септима, большая секунда, большая септима, малая секунда, кварта, тритон.
  2. Воспроизведение обертонов и унтертонов при воздействии на слуховой аппарат чистых интервалов.
  3. Воспроизведение обертонов и унтертонов при воздействии на слуховой аппарат аккордов: трезвучий, септаккордов, нонаккордов, ундецим- и терцдецимаккордов.
  4. Построение произвольных мелодических конструкций на основе обертонов и унтертонов, возникающих при воздействии на слуховой аппарат различных аккордов.

Конечно, чтобы пройти весь этот путь требуются терпение, настойчивость и время. Но результат стоит затраченных усилий! Перед вами откроются безграничные возможности творческой деятельности.

(по материалам статьи с сайта http://www.all-2music.com)

[1] Порядок интервалов обоснован в работе автора «Физические основы гармонического слуха, интервалов, аккордов и ладов».

Позвоните сейчас
Место нахождение